Проектирование МООК
Проектирование массового открытого онлайн-курса – одна из самых сложных задач в его производстве. Этот этап включает в себя разработку детального плана от подготовки педагогического сценария курса и содержательной экспертизы материалов до создания фирменного стиля и утверждения графика съемок и монтажа.
Сотрудники Центра содействуют авторам на всех этапах, однако, разработка содержательной части зависит почти полностью от автора. На начальном этапе мы рекомендуем детально проследить связь цели и задач обучения. Темы курса должны быть не просто последовательными, но и в совокупности приводить к запланированному результату. Это означает, что количество задач, необходимых для достижения цели, равно количеству недель вашего курса.
Неудачные примеры задачи | Удачные примеры задачи |
На этой неделе вы познакомитесь с классификацией воздушных потоков Иванова-Петровского | На этой неделе вы научитесь отличать пассаты от муссонов (по методу Иванова-Петровского) |
На этой неделе вы прослушаете первую часть лекций по греческому языку | На этой неделе вы познакомитесь с буквами греческого алфавита и научитесь писать их от руки |
На этой неделе вы познакомитесь с темой «Гражданство РФ» | На этой неделе вы узнаете, кто и при каких условиях становится гражданином РФ |
Не менее важно определить целесообразные способы контроля успеваемости. То, что выносится на испытания, должно обязательно быть рассмотрено в лекциях. Наиболее часто неудовлетворённость студентов МООК связана именно с отсутствием связи между теорией и практикой.
Вот общие правила для массовых открытых онлайн-курсов:
Элементы, из которых состоит массовый открытый онлайн-курс, могут быть самыми разными. Обязательными являются:
· видеолекции (7-12 минут);
· тренировочные задания (не оцениваются);
· контрольные задания (оцениваются и влияют на итоговую оценку за обучение на курсе).
Опционально используются другие элементы, например, текстовые лекции, презентации для самостоятельного обучения, игровые симуляторы и пр.
Помимо элементов недель, курс должен содержать форум, список литературы и график обучения.
Подготовка текста лекций
Главная задача при написании текста для видеолекций – это помнить, что вы готовите не сухой академический текст для статьи или учебника. Формулировки должны быть простыми, понятными, предложения – не очень длинными, а речь – естественной.
Если вы планируете использовать телетекст (суфлёр), то файл с вашими лекциями должен соответствовать следующим требованиям:
При необходимости, сотрудники Центра помогут вам преобразовать лекции под эти требования.
Подготовка презентации
Презентации позволяют вынести на экран определения, схемы, графики и всё то, что сложно усвоить на слух. Стандартная съёмка онлайн-курса предполагает, что содержание презентации расположено только на одной половине экрана, в то время как вторая половина остаётся для лектора:
Особенности использования материалов из интернета
Используемые в презентации графические, фото- и видеоматериалы должны иметь ссылки на источник. Для таких объектов имеются разные виды лицензий, наиболее подходящий вариант – лицензия СС Attribution (CC BY), которая при указании автора и источника разрешает делиться, копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, а также адаптировать его для любых целей, включая коммерческие.
Сотрудники Центра помогут вам разработать презентацию с учётом особенностей соблюдения авторских прав.
Подготовка к съёмкам
Чтобы хорошо выглядеть в кадре при съёмках в студии, необходимо заранее продумать свой костюм:
Подготовка к выездным съёмкам так же требует особой подготовки, но эти правила зависят от места проведения съёмки и сценария. Подготовка к ним индивидуально обсуждается с продюссером и режиссёром.
Разработка фонда оценочных средств
Массовые открытые онлайн-курсы ННГУ – это онлайн-курсы, которые доступны любым пользователям сети, а не только студентам Университета. Наши авторы сталкиваются с необходимостью проверить не десятки, а сотни и тысячи работ в сжатые сроки. Поэтому ключевая задача составителя оценочного средства – это автоматизация проверки.
Автоматизированные тесты могут содержать самые разные типы заданий:
· множественный выбор с одним или несколькими правильными ответами;
· задания на сопоставление (текстовое и графическое);
· задания на оценку верности высказывания/решения;
· задания на вычисление;
· задания на ввод ответов в тело задания (заполнение пропусков)
и др.
Вторая задача – это обеспечить вариативность заданий. Для этого мы используем следующую формулу:
Банк заданий = количество заданий, выпадающих одному обучающемуся х 3.
Например, если вы хотите, чтобы каждый студент в контрольном испытании выполнил 10 разных заданий, то в банке вопросов должно быть 30 заданий.